?

Log in

Previous Entry

Пост из блога Николь Эредикс (Nicole Eredics), в котором она сама про себя пишет:
«Я горячая сторонница инклюзивного образования и обожаю рассказывать людям о том, что узнала за прошедшие 20 лет, будучи учителем инклюзивного класса, матерью, правозащитником, писателем и оратором».

Источник: http://www.theinclusiveclass.com/2015/08/10-ways-to-teach-social-skills-in-your.html



10 СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ В КЛАССЕ
Исследования и опыт свидетельствуют: чтобы добиться в жизни успеха, необходимы навыки общения. Учителя инклюзивных классов преподают эти навыки на самом высоком уровне, поощряют и практикуют сами, добиваясь включения разных учеников в жизнь класса и помогая детям приспособиться друг к другу. По существу инклюзивный класс – это модель реального мира, где сосуществуют люди из различных слоев общества и с разными способностями. На самом деле в США есть школы, учебный план которых составлен специально с прицелом на коммуникативные навыки и эмоциональное развитие детей. Ниже приведены некоторые способы, с помощью которых можно углубить инклюзию и развить навыки общения учеников:

1. Учитель - пример для учеников

Если Вы хотите научить детей уметь общаться, Вы должны стать для них примером. Доброжелательность и позитивное отношение учителя задает тон общению между учениками в классе. Они учатся взаимодействовать и ценить друг друга. Например, если учитель ожидает от учеников, что они будут говорить «про себя», то и он не должен повышать голос, чтобы привлечь внимание класса. Иными словами, поступай так, как хочешь, чтобы поступали твои ученики.

2. Возлагайте на учеников обязанности по классу

Ученики, у которых есть обязанности по классу, имеют возможность продемонстрировать свою ответственность, умение работать в команде и быть лидерами. Выполнение заданий, например, раздать работы, отметить присутствующих или возглавить группу, подчеркивает сильные стороны ученика, что в свою очередь придает ему уверенность. И при этом уменьшается нагрузка на учителя. Часто учителя меняют ответственных еженедельно или ежемесячно, чтобы у каждого ученика была возможность проявить себя.

3. Разыгрывайте по ролям коммуникативные ситуации

Всякий учитель знает, что важны не только теоретические знания, но и возможность попрактиковаться в пройденном. Например, если мы обучаем умножению, то даем практическое задание, чтобы дети показали свои знания. Аналогичное правило действует и для навыков общения. Необходимо давать ученикам возможность попрактиковаться в применении этих навыков. Разыгрывание по ролям – эффективный метод практического обучения навыкам общения. Учитель может предложить структурированные сценарии, по которым ученики будут разыгрывать сценки, и сразу давать ученикам свои замечания.

4. Друзья по переписке

Многие годы я поддерживала практику переписки моих учеников с детьми из другой школы. Это был мой излюбленный метод на различных уровнях обучения. Самое главное, что эта практика учила детей демонстрировать навыки общения через письменную речь, что особенно ценно для интровертов. При написании письма у ребенка есть время собраться с мыслями. На этом поле «особые» и невербальные дети играли на одном уровне с остальными. Иногда я давала шаблоны, по которым дети вели вежливую беседу со своими друзьями по переписке. Запуск такой программы в классе требует некоторой подготовки еще до того, как начнут писаться письма. Необходимо рассказать ученикам, каким может быть содержание письма, и объяснить правила информационной безопасности.

6. Задания в больших и малых группах

Помимо преимуществ для учебного процесса, работа в больших и малых группах дает детям возможность развивать навыки общения в команде, учит ставить цели и отвечать за результат. Часто в группе ученикам назначаются такие роли как «Докладывающий», «Секретарь», «Следящий за временем». Иногда группы собираются произвольно, а иногда их формирует учитель. Выборочное применение групповой работы помогает застенчивым ученикам наладить общение со сверстниками, эта форма обучения нравится экстравертам и поощряет вежливое общение в классе. В большой группе могут проводиться обсуждения, проекты, игры. Малые группы используются для выполнения более сложных заданий.

7. Шефы и товарищи

Общение со сверстниками – важный навык. Это также важно, как уметь взаимодействовать с теми, кто младше или старше тебя. Система шефства – отличный способ научиться общению и уважению к людям различных возрастных групп. Часто старший класс берет шефство над младшим, и они вместе работают над арт-проектом, читают или играют. Данный вид работы должен быть хорошо спланирован заранее, с учетом сильных сторон и интересов учеников. Как правило, классные руководители заранее проводят встречу, чтобы сформировать пары учеников и подготовиться структурированной деятельности. Также необходимо отвести время, когда учитель сможет сформулировать правила взаимодействия и придумать темы для общения. В целях обогащения школьной жизни некоторые школы (в США) уже внедрили программы шефства во всех классах. (например, программа «Как запустить программу чтения в паре с товарищем»)

8. Социальные истории

Существует масса историй для детей, напрямую или косвенно обучающих навыкам общения. Постарайтесь использовать эти истории при обучении. Можно выделить время для ежедневного чтения истории вслух, или построить на основе истории урок. А еще лучше, дайте задание классу написать собственные истории, где персонажи проявляют определенные черты характера.

9. Собрание класса

Собрание класса – прекрасный способ научить детей быть дипломатичными, демонстрировать лидерство, решать проблемы и брать на себя ответственность. Обычно собрания проводятся еженедельно, на них ученики обсуждают текущие дела и события в классе. Удачные и продуктивные собрания сосредоточены не на личных проблемах, а на проблемах класса. Одновременно поощряется вклад каждого ученика в жизнь класса. Перед собранием учитель может объяснить ученикам правила поведения на собрании, дать подсказки и предложить шаблоны, чтобы способствовать осмысленной коммуникации.

10. Прямое обучение

Наконец, педагог может найти время для прямого обучения своих учеников навыкам общения. Разработанные в результате исследований программы, такие как Second Step (http://www.cfchildren.org/second-step/elementary) дают учителям и школам четкие инструкции, как нужно обучать навыкам общения. Благодаря этим программам появляется общепринятая терминология, ожидания и цели. Программы, подобные Second Step, успешно реализовывались в моих классах.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
avl
Oct. 22nd, 2015 09:37 pm (UTC)
По-моему, и для обычных классов сверхактуально, нет?
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

вид
asabliva
Путеводитель по особенной стране

Latest Month

October 2015
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by phuck